Южная и Северная Эфиопия

    Пример программы, как идея для ваших путешествий!

    13 дней / 12 ночей

    Маршрут: Аддис-Абеба – Джинка: поселок народа Аари (1н) – поселок народа мурси – Турми: поселок народа хамер (1н) – поселок народа дассенеч – поселок Карат Консо народа консо (1н) – Арба Минч (1н) – поселок народа дорзе – озеро Лангано (1н) – национальный парк Абиятта-Шала – Аддис-Абеба (1н) – Бахр-Дар: озеро Тана, дельта Голубого Нила, кофейные плантации (1н) – Гондэр: Комплекс царских дворцов, бассейн царя Фасиля и церковь Дебре Берхан Селассие (1н) – национальный парк Семиен – Гондэр (1н)  – Лалибела: 12 церквей и церковь Накуте Леаб (2н) – церковь Йимреханна Кристос –  Аддис-Абеба (1н) 

    Южная Эфиопия: племена каменного века
    Северная Эфиопия: исторический маршрут

    Эксклюзивный этнографический тур с погружением в реальный быт племен каменного века в Южной Эфиопии и знакомством с древнейшими храмами, монастырями и дворцами старинных городов, как бы сошедших с книг Толкиена – (объектов ЮНЕСКО) – в Северной Эфиопии.

    Возможно разделение тура на Южную Эфиопию (14 – 19.02) и Северную Эфиопию (19 – 26.02) и присоединение к любому из этих маршрутов (смотрим отдельные программы)

    Эфиопия – идеальная страна для тех, кто любит настоящие приключения, этнографию и исследования.  Эфиопия – страна, которая удивляет.

    Мы приглашаем вас отправиться в путешествие по маршруту, раскрывающему всю суть Эфиопии и который станет самым необычным опытом в вашей жизни.

    В ЮЖНОЙ ЭФИОПИИ вы познакомитесь с красочным миром этнических племен и их традициями (народов консо, хамер, мурси, дорзе и племя дассенеч), которые живут в Великой Рифтовой долине – колыбеле человечества. Здесь по обоим берегам реки Омо десятки племен живут традиционным укладом, а некоторые и вовсе остаются в каменном веке. Каждое из племен самобытно и характеризуется уникальными традициями.

    Отличительной особенностью Консо (всемирное наследие ЮНЕСКО) являются их дома с характерной конической крышей, сливающейся с горным ландшафтом.

    Племя Дассенеч – одно из самых бедных в Эфиопии.

    Одной из самых дружелюбных народностей страны Эфиопии считается племя Хамер. Основные черты хамеров – высокие скулы, сложные костюмы, яркие бусы и толстые медные ожерелья, у женщин красновато-рыжие волосы.

    Члены племени Аари, и мужчины, и женщины, всегда имеют много пирсинга в ушах и обильно украшают себя бусами и браслетами вокруг рук и талии.

    Мурси снискали известность ритуальным украшением у женщины: ее нижняя губа сильно оттянута, для того чтобы вставлять туда глиняный диск.

    Дорзе по-своему более цивилизованное поселение ткачей, где жилища напоминают перевернутые корзины улея.

    В СЕВЕРНОЙ ЭФИОПИИ вы увидите древнейшие храмы, монастыри и дворцы старинных городов.

    Познакомитесь со столицей страны – Аддис-Абебой,  что в переводе с амхарского означает «распустившийся цветок» – города, никогда не испытавшего колониальной зависимости.

    Побываете в комплексе царских дворцов царя Фасиля (всемирное наследие ЮНЕСКО) в городе-крепости Гондэр. У вас перехватит дыхание от церкви Дебре Бирхан Селассие, 18 века, с потолком, расписанным лицами ангелов.

    Увидите невероятные высеченные в скалах церкви Лалибелы (12 церквей, внесенных в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО). Посетите церкви 13 века Ашетен Мариам и Накуте Леаб.

    Вы восхититесь необыкновенной природной красотой озера Лангано, даже искупаетесь в нем.

    На моторной лодке вы отправитесь по необыкновенно красивому озеру Тана, являющегося частью всемирного наследия ЮНЕСКО, увидите истоки Голубого Нила. Прибудете на полуостров Зеге, который размером всего 3,5 на 5 квадратных километров с населением 9000 человек, покрыт кофейными деревьями, причем это не плантация, а настоящий кофейный лес. Именно здесь понимаешь, что в Эфиопии кофе – основа жизни! На полуострове вы посетите монастырь Ура Кидане Михирет (Ura Kidane Meheret), возведённый в XIV в., где во флигеле монастыря до сих пор хранятся одеяния императоров Эфиопии.

    Вас ждет экскурсия в Национальный парк Семиен, который был одним из первых мест в Эфиопии, признанных частью всемирного наследия ЮНЕСКО, и наблюдение за бабуинами джелада. У вас будет возможность понаблюдать за караванами верблюдов.

    Побываете в национальном парке Абиятта-Шала, где помимо двух озер, главной достопримечательностью являются несколько горячих источников и большое количество фламинго на озере.

    Также вас ждут незабываемые впечатления от рынков.

     

    ДЕНЬ 1. Аддис-Абеба – Джинка: поселок народа Аари
    06:55 Прибытие в Аддис-Абебу. Встреча с гидом в аэропорту и завтрак.

    Затем трансфер в аэропорт.

    10:25 – 12:35 перелет в Джинку.

    Прогулка в горах, где проживает народ аари. Экскурсия в поселок, знакомство с народом и их обычаями.

    Аари (Ари) племя, численностью 120 000, проживающее на землях в окрестностях Джинка,  в северной части национального парка Маго в Эфиопии. Они имеют самую большую территорию из всех племен в этом районе, и плодородные земли, на которых выращивают пшеницу,  ячмень, кукурузу, кардамон, кофе, фрукты и мед. Люди Ари также выращивают большие стада скота. Их женщины известны активной торговлей керамическими изделиями, а также тем, что всегда   носят юбки, сделанные из банановых деревьев, называемых энсэт. Члены племени Ари, и мужчины, и женщины, всегда имеют много пирсинга в ушах и обильно украшают себя бусами и браслетами вокруг рук и талии. Они также раскрашивают и шрамируют узоры на коже для красоты и в ритуальных целях.  И «во всей своей красе» часто посещают рынок в Кей - Афар. Мужчины Ари могут вступать в брак несколько раз, но только в пределах своего собственного племени. А «калым» крупного рогатого скота и других товаров обеспечивается потенциальным мужем и его близкими родственниками. Человек может быть владельцем нескольких огородов и очагов домашнего хозяйства, в зависимости от количества жен. Брачные торжества включают пиршества и танцы. Молодые девушки, как и юноши - обрезаны. Ари не получают столько внимания от туристов, как Мурси, и не могут заработать на этом денег. 

    Ночь в Eyob Hotel or similar, Jinka


    ДЕНЬ 2.  Джинка: поселок народа мурси – Турми: поселок народа хамер (265 км)
    Завтрак.

    Утром экскурсия в поселок народа Мурси.

    Мурси снискали известность ритуальным украшением у женщины: ее нижняя губа сильно оттянута. Народ Мурси нилотской языковой группы проживает к западу от национального парка Маго. Женщины Мурси надрезают свою нижнюю губу и вставляют туда глиняный диск. Это делается для красоты, ведь чем больше диск в губе – тем привлекательнее считается девушка, и при замужестве за нее уплатят 50 быков! Именно эти глиняные диски и привлекают профессиональных фотографов и обычных туристов со всего мира.

    Мурси скотоводы, которые каждый важный социальный акт здесь осуществляют с помощью крупного рогатого скота. Женщины мурси несут ответственность за строительство домов, уход за детьми, приготовление пищи и доставку воды в деревню от ближайшего источника.  Мурси мужчины заняты скотоводством и охраной деревни. Основной пищей является кукуруза или сорго. Иногда они добавляют молоко и свежую кровь коровы из шеи (животное не убивают). Мясо едят только по большим праздникам. Из-за климата, они два раза в год мигрируют между зимними и летними месяцами.

    Мурси одно из колоритных племен, населяющих долину «народ холмов», как они сами себя называют. У женщин главное украшение – во рту, в нижней губе – огромные керамические пластины дэби. Этот ритуал появился у племени много веков назад, когда  соплеменники вынуждено стали калечить своих женщин, чтобы они не были украдены на невольничьем рынке.  Сегодня эта традиция осталась для красоты и уважения. Считается, что чем больше пластина, тем больше женщина стоит, когда она выходит замуж.  Первая маленькая дэби появляется в  возрасте 12-13 лет, затем размер диска увеличивается и для этого выбиваются нижние зубы.  Дэби тяжелые и неудобные, и поэтому женщины племени вставляют их только во время приема гостей или праздников. Необычно видеть, что когда деби-украшение снимают, оттянутая губа  у некоторых дам-мурси может растягиваться почти до уровня груди, словно уздечка, в которую хозяйка легко просунет обе руки.

    У мурси есть особый обычай, когда мужчины в ритуальных целях «бьют» друг друга. Регулярно в племени мурси устраивается «донга» массовый турнир, где сражение происходит на длинных палках. У племени сурма-мурси развитая и красочная мифология. Согласно ей, долина Омо – Райский сад, в который верховный бог Тамму спустил первую пару созданных им людей верхом на орле Тути. Эта пара явилась основателями народа дидинга – предка всех мурси сурма. А расселение по земле и разделение на племена произошло из-за ссор. Шрамирование является еще одним распространенным украшением мурси. Мужчины царапают их левое плечо, чтобы показать, что они достигли брачного возраста и стали полноценными воинами, а женщины покрывают себя узорами- шрамами для красоты.  Женщины также носят много украшений, в основном металлические браслеты, а мужчины носят браслеты из бивней и волос слонов, обитающих в Национальном парке Маго. Мурси любят выбривать разнообразные узоры на голове. Одеты мурси тоже интересно. Не имея никаких швейных принадлежностей, это уникальное африканское племя умудряется создавать свою собственную оригинальную моду с помощью природы и врожденного таланта.

    Мурси имеют репутацию очень агрессивных и пьющих крепкий алкоголь людей. Для боевых действий они используют длинные деревянные палки, а порой и автоматы. Дружат они только с племенами води и ньянгатом. Во время инициации мальчики должны с помощью длинной палки донга победить противника.

    Возвращение в Джинку и переезд в Турми. Устройство в гостинице.

    Экскурсия в поселок народа Хамер.

    Одной из самых дружелюбных народностей страны Эфиопии считается племя хамер.

    Основные черты хамеров - высокие скулы, сложные костюмы, яркие бусы и толстые медные ожерелья. Они выглядят достаточно статными, их дети на фоне поведения своих сверстников из других племен, ведут себя достойно и не выпрашивают деньги у туристов. Основное занятие этих людей - пчеловодство и скотоводство.

    Лица женщин утонченные и красивые. Женщины народа хамер носят интересные прически. Их волосы собраны в мелкие аккуратные дреды и смазаны смесью масла и охры, придающей волосам красновато-рыжий оттенок. Украшением им служат многочисленные нитки бус из ракушек каури, бисерные и металлические браслеты. Замужние женщины носят на шее алюминиевые кольца. Часто их тела покрыты многочисленными шрамами – в этом племени безоговорочно действует принцип «Бьет – значит любит».

    Ночь в Buska Lodge, Turmi


    ДЕНЬ 3. Турми: поселок народа дассенеч рынок Кей Афарпоселок Карат Консо народа консо (360 км)

    Ранний завтрак.

    Утром экскурсия в поселок народа дассенеч.

    Племя Дассенеч – одно из самых бедных в Эфиопии. Дассенеч живут на другом берегу реки Омо, и попасть к ним можно только переправившись на традиционной лодке. Основное место их проживания - каменистая пустыня, и несмотря на близость реки, высокие температуры и отсутствие зелени делают их жизнь по настоящему непростой. У этого племени, в отличие от племени-соседей Ньянгатом, относительно мало земель, мало скота, в общем, справляются они не очень. Это племя также практикует ряд особенных ритуалов, как религиозных, так и бытовых.

    Возвращение в Турми на завтрак.

    Переезд в Карат Консо.

    По пути экскурсия на рынок Кей Афар (народы бенна, хамер и др.)
    Рынок в  Эфиопии – это нечто совершенно уникальное. Это не только место, где можно что-то продать и купить, причем нет привычных для нас рядов, и все располагаются прямо на земле. На рынок ходят для того, чтобы узнать последние новости, пообщаться, познакомиться с соплеменниками или иноплеменниками из соседних деревень, даже подобрать себе жену. Можно сказать, что рынок – это  центр общественной жизни племён Юга.

    «...Рынок Кей-Афар является самым большим межплеменным местом сборищ: в основном здесь торгуют бенна, хамеры и ари с примкнувшими к ним цамаями, уэйто, эрборе, маале и кара (ударение на последний слог во всех названиях племен). Рынок собирается по четвергам на довольно большой поляне, поделен на два больших сектора: на одном продается-покупается скотина, на втором – все остальное. Как и в Димека, работать на рынок приходят женщины, а мужчины – в основном для понтов да помериться скамеечками, ну и типа для охраны порядка, хотя они же первыми и напиваются.

    Ощущение рынка чувствуется сильно заранее, когда по мере приближения видно огромное количество стекающегося со всех сторон народа, часть из которых гонит перед собой также скотину. На самом рынке наиболее козырные места – под деревьями, там их занимают еще с ночи, ибо к полудню жара настает неимоверная, и даже негры обмахиваются импровизированными веерами, а многие девушки носят на голове высушенные половинки тыквы аки каски:)

    Но, собственно, что тут говорить – никакими словами не передать атмосферу рынка, никакие фотографии не охарактеризуют то, что творится на этой площади! ….» – из отзывов туристов

    Ночь в Kanta Lodge, Karat Konso

    ДЕНЬ 4. поселок Карат Консо Арба Минч (100 км)

    Ранний завтрак.

    Экскурсия в поселок народа консо (всемирное наследие ЮНЕСКО), наиболее известный своими грандиозными террасами и ирригационными системами. Экскурсия в местный этнографический музей.

    Карат Консо (административный центр народа Консо). Этот народ с древних времен практикует систему террасного земледелия и ирригации. KONSO CULTURAL LANDSCAPE (КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ КОНСО) является частью всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Народ консо, кушитской языковой группы, проживает в горах южной Эфиопии. Этот народ занимается выращиванием практически всех сельскохозяйственных культур, которые могут произрастать в этом регионе (сорго, кукуруза, тэф, ячмень, пшеница, и многое другое). Народ консо также культивирует  удивительное дерево моринга, листья которого используются в традиционной и современной медицине и косметике.

    Народ консо практикует строительство террас, ирригационных систем, ротацию культур, а также использует органические удобрения.

    Консо разделен на девять кланов. В любой деревне консо проживают представители всех девяти кланов. Во главе каждого клана консо стоит князь, и это реальная должность, которая передается по наследству.

    Мужчины народа консо разделены на группы по возрасту (поколениям), что схоже с системой Гада соседнего народа борена оромо, а также некоторых кочевых племен восточной Африки.

    В нашу программу включена экскурсия в одну из деревень народа консо, в сопровождении местного гида из народа консо, поэтому туристы имеют возможность реально пообщаться с местным населением, используя гида как переводчика. В деревне особый интерес представляют деревянные статуи вака (waqa), дома под названием мора (mora), а также олахита (olahita – or generation pole).

    Консо — мастера изготовления домотканой одежды ярких цветов из хлопка.

    Народ Консо на протяжении всей своей долгой истории был изолирован от внешнего мира. Единственным способом их контакта с цивилизацией была торговля солью и ракушками каури. Консо - достаточно воинствующий народ, и за свою землю они готовы биться до победного конца. В основном, Консо — это земледельцы и скотоводы. Отличительной особенностью этого народа являются их дома с характерной конической крышей, сливающейся с горным ландшафтом. Это своеобразное отличие от других народов Африки — что-то вроде визитной карточки этого региона.

     

    Переезд в Арба Минч и устройство в гостинице.

    В переводе с амхарского арба мынч означает «40 источников». Своё название город получил благодаря 40 родникам, которые можно обнаружить в национальном парке возле города. Эти источники – основа водоснабжения города, находятся они в 5 км от центра города.

    Ночь в Haile Resort, Arba Minch

    ДЕНЬ 5. Арба Минч поселок народа дорзе – озеро Лангано (375 км)         

    Завтрак.

    Утром экскурсия в поселок народа дорзе.

    Поселение народности Дорзе (или как их еще называют, племя ткачей) на фоне остальных может показаться по-своему цивилизованным. Племя дорзе, живет в горах над озером Чамо в необычных жилищах, являющихся, по сути, перевернутыми огромными корзинами. Деревня племени напоминает улей из-за своеобразных домов.

    Численность народа Дорзе на сегодняшний день насчитывает около 35 тысяч человек во всей Эфиопии. Они проживают преимущественно в горных районах неподалеку от города Арба Минч. Дорзе племя ткачей, практически в каждом доме есть ручной ткацкий станок, на котором работают исключительно мужчины. Из тонкой шерстяной пряжи они ткут легкие, но теплые пледы и одежду.

    Большие, достигающие 12 метров в высоту, хижины дорзе стали визитной карточкой этих мест. Хижины племени дорзе напоминают голову слона – утолщение у входа – обрезанный хобот, выступы по бокам – уши. Говорят, в этих местах действительно когда-то жили слоны, но в конце прошлого века ушли на юг, именно так их название и переводится с местного наречия.

    Традиционный дом Дорзе снаружи похож на стог, а изнутри – на очень чистую юрту. Как правило, люди живут вместе с животными. А кажущийся небольшим дом, покрытый материалом из листьев фальшивого банана, оказывается очень даже вместительным.

    Хижины сделаны из стеблей бамбука и покрыты пальмовыми листьями. По сути, это огромная плетеная корзина, поставленная вверх дном на землю. Несмотря на кажущуюся простоту строительных материалов, эти хижины способны простоять до 100 лет!!!

    Кстати, при необходимости несколько человек могут ее поднять и перенести. Если племени необходимо перейти на другое место, вся деревня довольно легко уносится с собой.

    Интересно, что с годами хижина становится все ниже и ниже. Дело в том, что постепенно нижнюю часть жилища съедают термиты. Тогда хижину поднимают, очищают пораженные участки и устанавливают ее на другое место. И так несколько раз. Естественно, высота крыши и входной двери со временем уменьшается. В итоге хижина становится совсем низкой и ее начинают использовать как сарай.

    В хижине несколько комнат, разделенных бамбуковыми перегородками. Пол земляной, на нем стоят стулья из бамбука и коровьих шкур.

    Электричества у дорзе практически нет, оно подведено лишь к домам самых зажиточных жителей.

    Свет поступает лишь через входную дверь и отверстие-дымоход на крыше дома.

    Часть хижины занимает хлев. По местным меркам здесь, в горах, бывает прохладно и дополнительное отопление в виде скота в доме лишним не будет.

    Кроме того, они выращивают скот, изготавливают продукт наподобие сыра из стеблей ложного банана, пекут из него лепешки (местные в шутку называют банановой пиццей) и гонят крепчайший самогон из мякоти, опять же, ложного банана... Дело в том, что этот вид банана не дает плодов. Но это здесь никого не огорчает. Дорзе научились использовать все дерево без остатка и для строительства, и в быту, и даже для употребления в пищу..

    Считается, что хорошо укрытая горными массивами местность, где живут Дорзе, позволила им лучше, чем другим племенам сохранить свою материальную культуру.

    Переезд на озеро Лангано.

    Знаменитое на всю Эфиопию высокогорное озеро Лангано считается одной из самых ярких достопримечательностей страны, полюбоваться которой приезжают со всех уголков земного шара. Ширина Лангано составляет шестнадцать километров, длина - восемнадцать, а глубина - сорок шесть метров. Это единственное озеро Эфиопии, где можно купаться, не опасаясь заразиться бильгарциозом. В отличие от всех остальных пресноводных эфиопских озер в водах Лангано не водится паразитический червь-сосальщик, поэтому купание в нем абсолютно безопасно. Вот почему это чудесное высокогорное озеро популярно не только среди туристов, но и среди местных жителей. Вода озера Лангано имеет коричневый цвет. В здешних краях можно встретить бегемотов, бородавочников, скалистых даманов, а также множество видов обезьян и экзотических птиц. На скалах, окружающих озеро Лангано, обитает большая колония бабуинов, однако они очень осторожны и прячутся, едва заслышав посторонний шум. На озере можно заниматься водными лыжами, кататься на лодке, купаться или просто загорать.

    Отдых на озере, можно купаться. Ночь в Sabana Beach Resort, Langano

    ДЕНЬ 6.  озеро Лангано – национальный парк Абиятта-Шала – Аддис-Абеба (230 км)
    Завтрак.

    Утром экскурсия в национальный парк Абиятта-Шала.
    Абиятта-Шала
    – свое название национальный парк получил из-за двух одноименных рек, в долине которых он находится. Площадь парка составляет 887 кв. км, и расположен он в районе двух озёр Рифтовой Долины: озера Абиятта и озера Шала. Основной причиной создания парка было сохранение многочисленной популяции водоплавающих птиц (в том числе шести эндемичных видов, как белый пеликан, фламинго, орлан-крикун и скопа). Является частью Великой рифтовой долины. Данная местность известна горячими источниками с минеральной водой и живописными окрестностями, где произрастают акации. Даже не пытайтесь приблизиться к озерам на машине! Вы можете основательно застрять в грязи, которая выглядит обманчиво гладкой и сухой. Здесь обитают различные виды антилоп, обезьяны, гиены, пеликаны, страусы и розовые фламинго. В настоящее время большая часть Абиятта-Шалы захвачена эфиопскими кочевниками, они выпасают на природоохранной земле крупный рогатый скот.

    Далее переезд в Аддис-Абебу. Ночь в Nexus International Hotel, Addis Ababa


    ДЕНЬ 7.  Аддис-Абеба – Бахр-Дар: озеро Тана, дельта Голубого Нила, кофейная плантация    

    Завтрак. Трансфер в аэропорт.

    07:30 – 08:30 Перелет в город Бахр-Дар (Bahir Dar) рейсом ЕТ126

    Бахр-Дар – один из крупнейших городов Эфиопии. Сегодня возникновение города датируют XVI-XVII вв. Более поздние упоминания города относятся к XIX в. в качестве места расположения армии императора Теодороса II, который стремился объединить северную и центральную Эфиопию. В конце 30-х гг. XX в. (уже после Второй итало-эфиопской войны 1935-1936 гг.) Бахр-Дар всё ещё был оккупирован итальянскими войсками, а в начале 40-х гг. подвергался бомбардировкам со стороны Королевских ВВС Великобритании. А в 1963 г. при поддержке СССР, в Бахр-Даре был открыт политехнический институт, специализирующийся по таким направлениям как сельское хозяйство, промышленная химия, электротехника и прочее…

    Город расположен на берегу озера Тана (Tana), самого большого в Эфиопии. На озере 37 островов. Некоторые из них издревле являются местом расположения монастырей.

    Экскурсия на моторной лодке по озеру Тана, посещение дельты Голубого Нила,  островного монастыря Ура Кидане Михирет (Ura Kidane Meheret) и прогулка в кофейном лесу.
    Озеро Тана было сформировано в результате вулканической активности ок. 5 млн. лет назад. Первоначально озеро занимало намного большую площадь, чем сегодня. В озеро впадает около пятидесяти рек, крупнейшей из которых является Малый Аббай (или Верхний Голубой Нил).

    На озере располагается ряд островов, количество которых варьируется в зависимости от уровня воды в озере. На одном из них, на острове Дага, имеется монастырь, где захоронены несколько царей и императоров Эфиопии.

    Монастыри являются замечательными образцами православной архитектуры Эфиопии XIV века.

    Монастырь Ура Кидане Мехретф (Ura Kidane Meheret) был возведён в XIV в. и располагается на полуострове Зеге. Во флигеле монастыря до сих пор хранятся одеяния императоров Эфиопии Йоханныса IV, Теодороса II и проч.

    Прогулка по кофейному лесу и знакомство с дельтой Голубого Нила.

    Мы увидим ущелье Голубого Нила, откуда берет своё начало многоводный приток великого Нила. Найти истоки Великого Нила люди пытались с древнейших времен. Аббай или Голубой Нил в Эфиопии считают священной рекой, вытекающей из самого рая. Жители верят, что Голубой Нил вытекает из Эдема. Так что настоящий рай расположен у озера Тана.

    * В Эфиопии кофе – основа жизни. Они не только выращивают зерна, но также обладают высоким мастерством их приготовления. Умение искусно готовить напиток даже переросло в обряд посвящения местных девушек. Эфиопская кофейная церемония – очень продуманный процесс, который передается женщинами из поколения в поколение в течение многих веков. Этот процесс обладает каким-то невероятным, почти волшебным эффектом замедления времени.

    Полуостров Зеге, размером всего 3,5 на 5 квадратных километров с населением 9000 человек, покрыт кофейными деревьями. Это не плантация, а настоящий кофейный лес. Легенда говорит, что кофе сюда принес святой эфиопской православной церкви Бетре Мариам. Интересно, что сбор урожая кофе на полуострове происходит в феврале, в то время как в других местах в Эфиопии кофе собирают в ноябре. Озеро Тана, его побережье и острова, являются частью всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Эфиопия – одна из немногих стран, в которой осталась «дикая» арабика. Те самые первые деревья, плоды которых были опробованы и в дальнейшем стали обрабатываться и культивироваться. Не всем известно, что изначально местное население совершенно не обращало внимание на кофейное зерно. Из листьев деревьев заваривали чай, а на плодах настаивали довольно крепкий алкоголь. Сейчас, естественно, большую часть территорий этой страны занимают плантации, высаженные человеком, но дикие деревья также можно найти.

    Несмотря на гигантские для страны поставки кофе в более богатые страны, Эфиопия остается одним из самых бедных государств. Так как выращиванием кофе занимаются в основном мелкие фермеры, все процессы делаются вручную.

    Кстати, нельзя пройти мимо того факта, что именно Эфиопия является страной-прародительницей кофе. На территорию Евразии и Южной Америки эти бобовые пришли именно из Африки.

    Кофейные гурманы хорошо знают, что главным отличием эфиопских зерен является насыщенность вкуса.

    Вы будете встречать церемонии приготовления кофе по всей стране: в кафе, на углах улиц, рынках и, конечно, в домах. Землю покрывают пальмовыми ветвями и зеленью, с помощью древесного угля разжигают печь, туда же бросают ладан для аромата. В горшочек кладут зеленые кофейные зерна и ставят на огонь. Затем их перемалывают в ступке, высыпают в специальный глиняный сосуд джебена, снова ставят на печь и тонкой струйкой вливают воду, пока не будет достигнута необходимая крепость напитка. Пьют его из маленьких чашечек как сладким, так и соленым. Церемонию особенно оценят любители кофе, остальным же понравится ее красота.

    Ночь в Jacaranda Hotel, Bahr Dar

    ДЕНЬ 8.  Бахр-Дар – Гондэр: Комплекс царских дворцов, бассейн царя Фасиля и церковь Дебре Берхан Селассие (185 км)
    Завтрак.

    Переезд в Гондэр.

    В XVII-XVIII веках город-крепость Гондэр был резиденцией императора Эфиопии Фазиладаса (Fasiladas) и его наследников (средневековая столица Эфиопии). Гондэр славится хорошо сохранившимися средневековыми замками, христианскими церквями, а также кустарными промыслами.

    За крепостной стеной 900-метровой длины располагаются замки, церкви, монастыри, уникальные здания, в архитектуре которых чувствуются индийское и португальское влияния, дополненные барочной стилистикой, привнесенной из Европы миссионерами-иезуитами. В реестре объектов всемирного наследия ЮНЕСКО – с 1979 года.

    Экскурсия в Гондэре. Комплекс царских дворцов (Всемирное наследие ЮНЕСКО), бассейн царя Фасиля и церковь Дебре Берхан Селассие(Debre Birhan Silassie).

    Комплекс царских (королевских) дворцов (Всемирное наследие ЮНЕСКО) достаточно неплохо сохранился, особенно если учесть, что Гондэр был дважды оккупирован (в 80е годы 19го века суданскими махдистами и в 1936-41 годах итальянскими фашистами).  Он включает дворец царя Фасиля (1636 г.), а дворцы его потомков, царей Иясу, Йоханнеса, Давида, и Бакаффы, и замок царицы Ментваб.

    Главная достопримечательность Гондара – это комплекс царских дворцов Фасил Гебби, который находится в самом центре города. Комплекс включает шесть царских дворцов, здание архива (библиотеки), клетки для львов, царские сауны и другие помещения.

    В двух километрах от комплекса находится бассейн царя Фасилидеса. Сейчас этот бассейн наполняется водой только один раз в году: во время празднования Крещения (19 или 20 января).

    Руины замка Кусквам находятся на склоне горы Дебре Цехай (Гора Солнца). Замок построила царица Ментваб в середине 18 века. Рядом с замком находится церковь Св. Марии с небольшим музеем.

    Крепость Фасил-Гебби (Fasil Ghebbi fort) служила домом императоров Эфиопии в XVII-XVIII веках. Целый комплекс замков, дворцов и храмов за 900-метровыми крепостными стенами отличается уникальной архитектурой, отражающей влияние разнообразных культур и стилей, в том числе нубийской, индийской, арабской и барокко. Фасил-Гебби занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
    В Гондэре действуют 44 церкви, однако, самая знаменитая из них – церковь Дебре Бирхан Селассие, 18 века, с потолком, расписанным лицами ангелов. Легенда гласит, что когда махдисты пытались сжечь эту церковь, на помощь пришёл рой пчёл, и прогнал захватчиков.
    Вот она, гондарская школа искусств во всём своем великолепии! Все стены и потолок этой церкви покрыты росписями, вошедшими в сокровищницу абиссинского искусства, причем одна из стен полностью посвящена жизни Иисуса Христа, а вот вторая стена изображает жизнь и деяния Святой Марии. Потолок, включая балки, расписан ликами херувимов с большими глазами. Глаза в абиссинской иконографии - деталь особая. Они полны кротости и доброты. Даже у крестоносцев на фресках в Дебре Бирхан Селассие они такие, хотя крестоносцы в массе своей не были ни кроткими, ни добрыми. В качестве гидов для туристов в эфиопских церквях выступают дьяконы.

    Ночь в Goha Hotel, Gondar

    ДЕНЬ 9.  Гондэр национальный парк СемиенГондэр (230 км)
    Завтрак.

    Экскурсия в национальный парк Семиен (Всемирное наследие ЮНЕСКО). Пешая прогулка в парке (2 – 3 часа), где мы увидим бабуинов джелада (эндемики).

    Парк Семиен был основан в 1969 году. Основатель парка, Клайв Никол, написал об этом книгу под названием «На Крыше Африки» (From the Roof of Africa) опубликованной в 1971 г. Парк Семиен был одним из первых мест в Эфиопии, признанных частью всемирного наследия ЮНЕСКО.

    В этом парке обитают несколько редких и исчезающих видов млекопитающих, включая эфиопского волка и айбекса валия (дикий горный козёл). Бабуины джелада и дикая кошка каракал также обитают только в Семиенских горах. В парке также можно увидеть более 50 видов птиц, включая ламмергейера, уникального бородатого орла, с размахом крыльев около 3 м.

    Через парк проложена неасфальтированная дорога, иногда довольно опасная в сезон дождей. Эта дорога начинается в городке Дебарк, где находится администрация парка, ведёт в восточном направлении, постепенно подымаясь выше в горы, до вершины Б-вайт, затем поворачивает на юг и заканчивается в поселении Мекане Берхан, 10 км за пределами парка. По пути попадаются небольшие деревушки народа амхара, которые умудряются выращивать ячмень в этих холодных местах. Рас Дашен, самая высокая гора в Эфиопии, находится на территории этого парка (4620 м.)

    Возвращение в Гондэр вечером и отдых.
    Ночь в Goha Hotel, Gondar

     

    ДЕНЬ 10.Гондэр Лалибела (400 км)

    Завтрак. Переезд в Лалибелу.

    Столетиями паломники прокладывали дорогу через горные перевалы и долины в священный город Лалибелу. Голод, жажда, холод сопутствовали им на пути, но цель таких путешествий стоит того. «Новый Иерусалим», так называют это место не случайно. Церкви Синай и Голгофа, Скорбный Путь, Масличная гора, все это есть на территории совсем маленького городка на севере Эфиопии. Все вокруг напоминает о библейских историях. Благодаря этому странники-богомольцы ощущают себя в непосредственной близости от Гроба Господня. Здешняя река Иордан пересыхает, когда нет дождей. И тогда появляется священный крест, установленный на ее дне, как бы напоминая, что Бог не оставляет детей своих никогда…

    Лалибела расположена в горах, в самом сердце Эфиопии. Является местом, священным для христиан и притягательным для всех, кто живо интересуется историческим прошлым человечества. Здесь, неподалеку от традиционного африканского селения с его округлыми хижинами, в конце XII – начале XIII веков был выстроен «Новый Иерусалим» с одиннадцатью высеченными в монолитных скалах церквами.  Lalibela  располагается на красной вулканической скале. Первоначально была известна как Roha. Во времена правления императора Лалибелы город был переименован в Lalibela. Именно Лалибеле приписывают строительство в конце XII в. – начале XIII в. церквей, высеченных в скалах. Сейчас Лалибела представляет собой одно из самых больших эфиопских архитектурных чудес и оценивается ЮНЕСКО как восьмое чудо света. В реестре объектов всемирного наследия ЮНЕСКО – с 1978 года.

    Ночь в Lal Hotel, Lalibela

    ДЕНЬ 11. Лалибела: 12 церквей

    Завтрак.

    Этот день целиком посвящен осмотру 12 церквей Лалибелы (Всемирное наследие ЮНЕСКО). В программе посещение музеев в церквях. Вечером посещение церкви Накуте Леаб.

    Всего насчитывается 12 церквей, объединённых в четыре группы.

    Церкви  представляют собой  достижение инженерной мысли, учитывая, что все они связаны с водой (которая наполняет колодцы по соседству со многими церквями), использующей артезианскую геологическую систему, которая подаёт воду на вершину горного хребта, где расположен город. Церкви Лалибэлы уходят вглубь земли на 40-50 метров, на входе в их стенах прорезаны отверстия в форме крестов, и солнечный свет проникает внутрь сквозь эти кресты.

    Комплекс церквей Лалибэлы, высеченных из кирпично-красного вулканического туфа, называют «восьмым чудом света».

    Северная группа церквей Лалибелы:

    Храм Христа Спасителя (Biete Medhane Алем – «Дом Спасителя мира»), расположен в древнем городе Лалибела, который находится в северной части Эфиопии. Храм уникален тем, что высечен из монолитной глыбы вулканического туфа. Это крупнейшая, из одиннадцати подобных церквей, вырубленных в здешних скалах в XII-XIII веках. Здесь хранится Крест Лалибеллы

    Весь храмовый комплекс был построен по указанию эфиопского правителя Гебре Мескеля Лалибелы из династии Загве, именем которого впоследствии и был назван город. Узнав о захвате Иерусалима мусульманами, царь приказал построить новый Иерусалим, храмы которого заменили бы утраченные христианские святыни. Это  самая большая  монолитная церковь в мире, достигает в длину 33,7 метра, в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метра;   и , одновременно, это копия знаменитой  церкви Святой Марии Сионской в Аксуме, в которой хранится Ковчег Завета. Ученые предполагают, что при его строительстве могло быть задействовано до 40 тысяч человек. Храм включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Созданный сотни лет назад, монолитный храм и сегодня поражает воображение.

    – Церковь Богородицы (Biete Denagel «Дом Богородицы»)– это небольшая православная церковь. Церковь Богородицы расположена в одной из стен большого, вырубленного прямо в скале двора. Церковь Богородицы («Бетэ Дэнагыль») посвящена мукам Пресвятой Девы.

    В этом же дворе находится и другая, очень известная церковь города Лалибэла - церковь Девы Марии (Biete Марьям «Дом Марии»), самая старая из церквей, и точная копия Гробниц Адама и Христа. Эта церковь является наиболее почитаемой в Лалибеле. Она стоит в большом дворе, который с невероятными усилиями был вырублен прямо в скале; окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Звезда Давида в этом храме сочетается с мальтийским крестом, солнце с улыбкой человеческого лица в окружении восьми колес со спицами, Мария на осле в сопровождении Иосифа, и сцена Благовещения. В интерьере церкви Бет Мариам есть каменный столб, на котором король Лалибелы написал секреты строительства зданий. Столб покрыт тканью, и только священники могут смотреть на него.

    –  Biete Голгофа Микаэл  - «Дом Голгофы Микаэль», известный своими произведениями искусства, среди которых в натуральную величину резные фигуры святых на стенах. Он также является домом для гробницы царя Лалибела, над которой стоит золотой драпированный ковчег.

    – Церковь Креста (Biete Мескель «Дом Креста») – это небольшая церковь в Эфиопии, которая находится в городе Лалибэла, известным своими монолитными церквями.

    Церковь Креста («Бетэ Мэскэль») расположена возле наиболее почитаемой церкви в Эфиопии, церкви Девы Марии, окна которой имеют форму греческих и римских крестов, свастик и плетеных крестов.

    Западная группа:

    Церковь святого Георгия (который покровительствует Эфиопии), пожалуй, самая красивая изо всех. Она находится на небольшом отдалении от Лалибелы и выглядит как погруженный в землю крест. Это впечатляющее зрелище. По легенде, ревностному христианину Лалибеле явился во сне Бог и сказал: «Вырежи из скал церкви и здесь появится новый Иерусалим». Лалибела так и сделал, за что попал в список местных святых. На самом деле, конечно, церковь возвели, вернее, вырубили, обычные люди с помощью подручных инструментов, затратив на это примерно 25 лет. Произошло это ориентировочно в 12 веке нашей эры. Biete Giyorgis «Церковь Святого Георгия», считается, что это не только самая изящная, но и наиболее сохранившаяся монолитная церковь Эфиопии. В настоящее время она является не только уникальнейшим памятником культуры, но и действующим храмом.

    Церковь Святого Георгия - покровителя эфиопов, грузин и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она сначала была выбита как цельный блок в скале, потом ей придали форму греческого креста, и, наконец, выдолбили внутреннюю часть. Крыша церкви расположена на уровне поверхности земли, сама же церковь стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель. В отличие от других церквей, в Святом Георгии внутри светло. Занавес экранирует Святое Святых - табот или копию Ковчега Завета, а рядом стоит священник с книгами и иконами. Храм был построен после смерти Лалибелы его вдовой в память святого-короля.

     

    Юго-Восточная группа церквей Лалибелы:

    Bet Gabriel-Rufael «Дом ангелов Гавриила и Рафаила» – по мнению ученых, здесь прежде располагался царский дворец. В комплекс входят два дворика и три больших зала. Фасад здания имеет монументальный вид с окнами необычной формы.

    Bet Merkorios «Дом Святого Марка» – есть мнение, что под этот храм переделали бывшую тюрьму.

    Bet Amanuel «Дом Эммануил» – здесь раньше, видимо, находилась царская часовня.

    Bet Abba Libanos «Дом игумена Либанос».

    Biete Лехем «Вифлеем, Дом просфор»

    Вечером экскурсия в церковь Накуте Леаб,13 в.

    Церковь и монастырь Накуте Леаб, всего в 6 км от Лалибелы, была построена в пещере царем, которого звали Накуте Леаб в 13 в. В этой церкви находятся интересные реликвии 13 – 14 веков, которые можно увидеть и даже потрогать!

    Монастырь Ашетен Мариам основан в 13 веке, является полностью вырубленным в скалах и представляет собой монолит. Внутри монастыря хранятся кресты царя Лалибэлы и его преемника Накуте Леаб. Монастырь  имеет  много интересных сокровищ:  впечатляющих крестов, манускриптов, а также захватывающую  панораму окрестностей, что делает восхождение особенно запоминающимся.

    Ночь в Lal Hotel, Lalibela



    ДЕНЬ 12.  Лалибела: церковь Йимреханна Кристос (80 км)  Аддис-Абеба
    Завтрак.

    Утром экскурсия в церковь Йимреханна Кристос в 40 км от Лалибелы.

    Церковь Йимреханна была возведена приблизительно в 11-12 вв. Некоторые исследователи отмечают сходство церкви Йимреханна Кристос с монастырём Дэбрэ-Дамо. Однако исследователями также отмечается, что росписи на стенах этой церкви являются самыми древними в Эфиопии.

    Трансфер в аэропорт (40 км).

    13:00 – 14:00 перелет в Аддис-Абебу.

    Вечером ужин в традиционном ресторане с живой музыкой.

    Ночь в Nexus International Hotel, Addis Ababa

     

    ДЕНЬ 13.  Аддис-Абеба – вылет домой
    Завтрак.

    Краткая ознакомительная экскурсия в Аддис Абебе с посещением национального музея и собора Св. Троицы, а также покупкой сувениров.

    Аддис-Абеба – в переводе с амхарского «распустившийся цветок» – основана императором Менеликом II в 1886 году в качестве новой столицы африканского  государства, никогда не испытавшего колониальной зависимости. Город расположен у подножья горы Энтото (Entoto) на высоте 2200 метров над уровнем моря. Вершина горы (3200 метров) увенчана православной церковью Святой Марии. Основные достопримечательности: собор  Святой Троицы, Национальный и Этнологический музеи, крупнейший в Африке рынок Меркато (Merkato).

    Национальный музей Эфиопии расположен возле университета Аддис-Абебе и является основным музеем в Эфиопии. В экспозиции музея представлены национальные произведения искусства и ценные археологические находки. Например, останки ранних гоминидов, самым известным из которых является «Люси», частичный скелет экземпляра австралопитека afarensis.

    Начало экспозиции музея положила постоянная выставка, открытая в 1936 году, где демонстрировались церемониальные костюмы, пожертвованные королевской семьей и их близкими. Вторым этапом становления музея стало подразделение Института археологии, основанного в 1958 году для организации археологических изысканий на территории страны. И уже по результатам раскопок и была организована современная экспозиция музея, постепенно пополнявшаяся новыми экспонатами.

    В настоящее время в музее - четыре главных секции. Подвал посвящен археологическим и палеоантропологическим открытиям. Первый этаж демонстрирует экспонаты, относящиеся к древнему периоду и Средневековью, а также регалии и памятные вещи от бывших правителей. На втором этаже представлены произведения искусства в хронологическом порядке, от традиционного до современных работ эфиопских художников. Наконец, на третьем этажа расположена этнографическая экспозиция, посвященная культуре народов Эфиопии.

    Собор Святой Троицы (Holy Trinity Cathedral) расположен в Аддис-Абебе, в старой части города, недалеко от здания Парламента, на площади Арит Кило. Местные жители называют его Кидист Селазье (Kidist Selassie) или церковь Хэйле Селазье (Haile Selassie Church), т.к. тело императора Эфиопии Хэйле Селазье было перенесено сюда в 1992 году.

    Этот собор был воздвигнут в честь избавления от итальянской оккупации. Первый камень в фундамент был заложен в 1928 году императрицей Зевдити. Строительство продвигалось медленно, а на время итальянской оккупации и вовсе остановилось. Здание собора было закончено лишь в 1942 году.

    Собор Святой Троицы задумывался как место погребения тех, кто погиб в борьбе с итальянскими захватчиками и на территории страны и за рубежом. Больше никого, кроме церковных служителей и монархов, здесь хоронить не разрешается. Император Хэйле Селазье устроил здесь усыпальницу для своей семьи.

    Сейчас Собор Святой Троицы считается самой важной ортодоксальной эфиопской церковью и вторым по важности местом религиозного поклонения в стране, после церкви Пресвятой Девы Марии в Аксуме. Именно здесь происходит церемония возведения на престол Патриарха ортодоксальной эфиопской церкви.

    Собор построен в европейском стиле, на ее фасаде расположены статуи святых Матвея, Марка, Луки и Джона. Внутри собора на стенах есть прекрасные картины и цветные витражи, выполненные в традиционном эфиопском стиле. Флаги разных родов императорских войск висят в притворе. Император Хэйле Селазье и его жена похоронены в специальной часовне, в особых усыпальницах, в северном трансепте. Очень красиво и живописно выглядит и алтарная часть собора.

    На территории соборного комплекса сохранилась и старая Церковь Святой Троицы, построенная из дерева еще императором Менеликом II. Среди местных жителей она известна под названием Бале Волд (Bale Wold) – Церковь Празднования Вознесения, или Арбаету Инсесат (Arbaetu Insesat) – Церковь Четырех Небесных Творений. Там сохранились уникальные, затейливые резные деревянные украшения, выполненные индийскими мастерами.

    Вечером трансфер в аэропорт.
    23:00 Вылет из Аддис-Абебы в Москву.

     

    Программа составляется индивидуально.